Боробудур — это беспрецедентно-грандиозная по своим размерам храм-ступа, воздвигнутая в долине Кеду, Центральная Ява в 8 — 9 вв. н. э.
Если обратиться к структуре памятника, то он представляет собой огромный земляной холм, который снаружи облицован каменными террасами.. В плане террасы этого сооружения образуют квадрат со множеством уступов; размеры основания 111X111 м. общая высота постройки — 35 м.. Террасы имеют внутренний обход, по стенам которого стелется бесконечная лента рельефных композиций; гребень каждой из террас украшен идущими почти сплошным рядом колоколовидными декоративными ступами, а также следующими через определенные интервалы нишами в сложном архитектурно-орнаментальном обрамлении.. Внутри каждой из Этих ниш, по очертаниям представляющих своего рода ступу в разрезе, помешена статуя Будды.. Таким образом, на пяти террасах расположено в общей сложности четыреста тридцать шесть статуй Будды, каждая из которых — в натуральную величину человеческой фигуры.. Все пятиярусное сооружение увенчано тремя круглыми террасами, на которых по концентрическим окружностям расположены полые ступы с прорезными отверстиями в стенах.. Внутри каждой из них также помещена статуя Будды; всего таких ступ со статуями семьдесят две.. В центре самой верхней террасы поставлена большая ступа, венчающая все сооружении.. Крутые лестницы по четырем осям пирамиды, разрезая стены террас, ведут на ее вершину.. И, кстати, если посмотреть на план Боробудура сверху, то можно увидеть, что он представляет собой законченную мандалу..
Сложный ступенчатый план Боробудура, с трудом воспринимаемое глазом изобилие архитектурных форм, бесчисленные статуи и бесконечные повествовательные рельефы с разнообразнейшими композициями, резной орнамент, покрывающий плоскости стен,— все это производит поистине ошеломляющее впечатление. Но за этим изобилием и многообразием архитектурных- и скульптурных элементов таится строгое единство общего замысла, который постигается в результате последовательной смены различных аспектов восприятия..

Как убедительно доказывается исследователями, первоначальный замысел памятника был иным: над пятью нижними террасами должно было следовать еще несколько ярусов таких же квадратных террас, завершавшихся зданием крестообразного в плане храма со входными порталами со всех четырех сторон.. В таком случае Боробудур явился бы гигантским подобием помещавшихся на ступенчатых основаниях четырехпортальных чанди; иным был бы силуэт памятника, его пирамидальная форма оказалась бы выраженной более отчетливо.. В процессе строительства, однако, выяснилось, что грунт слишком слаб, чтобы выдержать тяжесть такого огромного сооружения, почему и пришлось отказаться от этого смелого замысла и, не доведя постройки до первоначально задуманной высоты, увенчать ее более легким тройным кольцом ступ.. Тем не менее и в своем окончательном виде памятник обладает единством плана и объемного решения, так же как и поразительной целостностью образного замысла..

Рельефы Боробудура повествуют о земной жизни Будды.. Бесконечно тянущиеся фризы последовательно изображают различные этапы его земного бытия и другие эпизоды из буддийских легенд и преданий, однако догматическая сторона легенд во многих случаях является зачастую лишь своеобразным поводом для воплощения образов реальной действительности.. В тематику боробудурских рельефов входит реальная жизнь во многих своих проявлениях.. Действие их происходит не в заоблачных высотах, а на земле — это жизнь царского двора и знати, крестьян и охотников, мореплавателей и буддийских монахов.. В строго канонических формах изображается только сам Будда; менее значительные божества буддийского пантеона уже мало отличаются по своему характеру от изображений людей, занимающих, по существу, главное место в композициях.. В такой же степени показательно пристрастие мастеров Боробудура к показу окружающей человека реальной обстановки: со множеством подробностей изображаются архитектура, растительность, детали быта.. Изображения эти, конечно, еще условны, но весьма важен сам факт введения их в рельефные композиции.. Ощущение реальной среды не покидает яванских скульпторов.. Не случайно поэтому яванских художников привлекает повествовательный элемент, своеобразный живой рассказ, в отличие от индийских мастеров, которые обычно сосредоточивают свое внимание на кульминационных пунктах событий и на образах символического характера..


В искусстве Юго-Восточной Азии первого тысячелетия н. э. Боробудур занимает особое место.. Не существует другого памятника, который можно было бы сравнить с ним по масштабам, по самому типу сооружения, по характеру осуществленных в нем принципов синтеза архитектуры и скульптуры.. Подобного рода построек не знает даже Индия.. Уже один лишь этот монумент, для сооружения которого потребовался труд огромных масс людей, высокая техническая организация и, наконец, колоссальное число одаренных художников и опытных мастеров, дает представление о государственной мощи и высоте художественной культуры индонезийской державы Шривиджайя..