Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум.. Тому, кто способен контролировать их проявления, они добавляют энергии.
Владение эмоциями — это не просто умение скрыть свой гнев или спокойно шагнуть навстречу опасности.. Это еще и и способность искренне улыбнуться навстречу тому, кто хмур, умение быть искрой тепла для усталых окружающих или взбодрить своей энергией всех, кто распустился или расслабился.
Существует достаточное количество людей, для которых владение эмоциями такое же естественное дело, как владение руками или ногами.
На самом деле, естественность владения как руками и ногами, так и эмоциями – есть приобретаемый человеческий навык.
Маленькие дети изначально не умеют управляться со своими ручками, и когда ребенок случайно своей ручкой касается своего лица, он с неподдельным интересом ее (ручку) рассматривает.
Так же и с эмоциями — используя специальные техники и практики, мы вполне способны развить навык владения эмоциями до вполне осознанной естественности..
Современный социум незримо, но активно вторгается в эмоциональный мир каждого из нас.. При этом у многих людей это проявляется в виде смещения проявляемых эмоций к границам эмоционального «коридора» — наблюдаются два, на первый взгляд, противоположных, но по сути взаимосвязанных процесса — повышение эмоциональной возбудимости и распространение апатии.
Эти процессы все больше и активней проявляются в последнее время в связи с массовым проникновением компьютеров во все сферы жизни (особенно у детей).
По данным японских психологов, каждый второй ребенок, увлекающийся компьютерными играми, страдает теми или иными околополюсными эмоциональными расстройствами.
У одних это проявляется в повышенной агрессивности, а у других — в глубокой апатии, утрате способности эмоционально реагировать на реальные, вербальные события.. В результате возрастает напряжение в человеческих взаимоотношениях.. По данным социологов, три четверти семей находятся в зоне негативных эмоциональных вспышек..
Методики эмоционального контроля
Эмоциональное подавление
1. Регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления..
Человек прикладывает сознательные усилия, чтобы активизировать эмоцию, противоположную переживаемой в данный момент, и тем самым ее подавить или снизить ее интенсивность.. Частным случаем является метод изменения настроения.. Заключается в том, что человек осознанно проговаривает утверждения типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю большую радость» и старается «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние.. Лабораторные исследования показали, что данный метод является действенным, но отнюдь не долговременным..
2. Отвлечение..
С помощью волевых усилий сознание уводится от эмоциогенных обстоятельств и направляется на размышления о посторонних объектах и ситуациях.. К отвлечению относятся мечты, сон, прямое избегание конфликтных ситуаций, питье воды, рассматривание окружающей обстановки и т.п.
3. Переключение..
Сознание направляется на какое-нибудь побочное интересное дело (чтение книг или периодической печати, просмотр фильмов или телепередач, компьютерные игры, хобби и др.) или на обдумывание предстоящей деятельности..
4. Моторная регуляция, физическая разрядка..
Осуществление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания с помощью быстрых размашистых, интенсивных движений (полезная физическая работа, физические игры, ходьба пешком, танцы и т.п.).
5. Релаксация..
Мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий.. Включает медитацию, прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, самовнушение, визуализацию, регуляцию дыхания, принятие душа/ванны, счет до определенной цифры, улыбка, смех, шутки и т.п.
6. Защитные механизмы..
Например, рационализация как снижение значимости эмоциогенного события путем придания ему меньшей ценности; формирование реакции, когда социально не одобряемая эмоция сменяется на противоположную и др.
Эмоциональная трансформация
Это когнитивные техники, направленные на изменение мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу эмоциогенных событий, без изменения их причин.. В затруднительных жизненных ситуациях, в которых невозможны практические действия, можно использовать следующие словесные способы поведения, направленные на проработку проблемы..
• Позитивная переоценка критической ситуации и оппонента: а) переосмысление негативного события, обнаружение в нем достоинств, удач и выгод; б) положительное изменение восприятия оппонента, понимание его мотивов, нахождение среди них одобряемых; в) оценка негативного события как справедливой платы за совершенные или предполагаемые действия; г) акцентирование позитивных последствий своей проблемы для других людей..
• Альтернативная интерпретация трудной ситуации: а) снижение значимости проблемы, ослабление своей мотивации, снижение уровня притязаний; б) выбор других целей или способов достижения цели на случай неудачи, усвоение новых навыков; в) поиск материальной, эмоциональной и информационной помощи; г) сравнение себя с другими людьми, находящимися в худшем положении; д) воспоминание о своих успехах в других областях; е) сравнение реального исхода события с придуманным намного худшим его вариантом..
• Мысленное погружение в угрожающую ситуацию: а) десенсибилизация – мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха — до его ослабления; в) воображение самого худшего исхода будущей угрожающей ситуации, оценка его вероятности и представление способов ее разрешения..