Все мы склонны в различных жизненных ситуациях испытывать страх или тревогу. Кому-то удается справляться с ними лучше, другим — хуже. Но для некоторых тревожные состояния приобретают форму фобий и становятся настоящей проблемой. Ведь этот неподконтрольный и иррациональный, не поддающийся логическому объяснению страх, сопровождается крайне нересурсными состояниями психики и тела.
Затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, дрожь в ногах, шум в ушах и головокружение — вот только некоторые физиологические симптомы, которые являются спутниками ужаса и чувства беспомощности, возникающих при фобических расстройствах.
Сегодня известно более 500 видов фобий. Все их можно разделить на фобии, связанные с животными и насекомыми, с социальными ситуациями, с природными силами, со здоровьем и состояниями, с действиями, а также с предметами. Среди них есть те, которые известны каждому, например, аэрофобия — страх полетов, акрофобия — страх высоты, клаустрофобия — страх замкнутых пространств, и другие. А есть и такие, о существовании которых мы даже не подозреваем. Например, хронометрофобия — страх часов, или софофобия — страх перед обучением.
Говоря о фобии, мы нередко подразумеваем какое-то психическое отклонение. Если же мы проследим механизм образования фобии, то поймем, что это не совсем так.
Фобия — это один из видов страха. И, если на уровне внешних проявлений они могут иметь много общего, то причины их образования совершенно разные. И именно от того, как сформировалась данная реакция, будет зависеть, назовем ли мы ее фобией или страхом.
На самом деле фобия — это результат способности мозга быстро воспринимать и трансформировать информацию. Это пример моментального бессознательного обобщения сильного испуга, возникшего мгновенно. Это реакция организма на опасный для жизни внезапный и сильный внешний стимул.
В отличие от фобии, страх — это осознанный достаточно длительный процесс обобщения испуга. Часто он не сопровождается внешними событиями и формируется с помощью внутреннего диалога и воображения человека, его испытывающего.
Реакция страха — это более или менее растянутое во времени переживание ситуации, чаще всего надуманной, либо «чужой».
Фобическая же — это мгновенная реакция на конкретный внешний стимул.
Не стоит забывать, что любой страх, в том числе и фобия, выполняет прежде всего функцию защиты организма и психики от разрушения в ситуациях, не подвластных контролю.
С другой стороны, фобия является ярким примером способности нашего организма быстро и надолго чему-либо научиться. Проблема возникает тогда, когда в результате сверхобобщения эта реакция начинает проявляться в ситуациях, не представляющих угрозы для человека.
Эту же способность нашего мозга к быстрому, сопровождающемуся стабильными результатами обучению, мы используем для избавления от фобий.
Конечно, хорошо, когда рядом есть опытный консультант, который сможет вам ассистировать в этом процессе. Но, если такого не оказалось рядом, вы можете использовать приведенную ниже технику самостоятельно.
Это техника создания новой стратегии — противоположной той, что была приобретена в форме фобии.
Найдите спокойное и комфортное место, где никто не сможет вас потревожить, и можете приступать к выполнению техники.
1. Вспомните то время, когда вы пребывали в состоянии комфорта, безопасности, уюта, спокойствия, предвкушения чего-то интересного. Заякорите это состояние, например, положив ладонь на колено. Удерживайте этот якорь на протяжении всей техники. Важно, чтобы это состояние было достаточно сильным по ощущениям и устойчивым. При этом условии оно может стать ресурсом для вас.
2. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре и сидите в удобном кресле перед экраном. В руках у вас пульт с множеством опций. С его помощью, например, вы можете ускорять либо замедлять скорость происходящего на экране. Вы также можете изменять изображение с цветного на черно-белое и наоборот.
3. Вспомните тот момент до того, как произощло событие, когда вы были еще спокойны и ни о чем не подозревали. Спроецируйте его на экран в виде черно-белого слайда. Это будет слайд 1.
Затем вспомните другой момент — после события, когда вы уже успокоились. Поместите его на экран в виде цветного слайда, рядом с первым слайдом. Это будет слайд 2.
4. Представьте, что вы покидаете свое тело и мысленно перемещаетесь на последний ряд кинозала.
Сидя в последнем ряду с пультом в руках, вы можете видеть одновременно себя, сидящего в кресле и смотрящего на себя же на экране.
5. Находясь в последнем ряду кинозала, посмотрите фильм о возникновении фобической реакции в черно-белом изображении со слегка увеличенной скоростью.
Таким образом просмотрите фильм несколько раз, каждый раз увеличивая его скорость.
После того, как у вас получится «прокручивать» «фильм» предельно быстро, переходите к следующему шагу.
6. Находясь в последнем ряду кинозала, очень быстро просмотрите фильм от слайда 1 до слайда 2. Затем ассоциируйтесь со вторым слайдом. То есть войдите в него — в этот кадр. Быстро проживите события в обратном направлении — до черно-белого слайда 1. Дойдя до него, диссоциируйтесь, сразу попав в кресло в последнем ряду. После чего экран гаснет.
Повторяйте процедуру до тех пор, пока не научитесь делать все очень быстро.
7. Подумайте о событии, вызвавшем фобическую реакцию и отметьте разницу в своих физиологических реакциях. Если ваше состояние и реакция устраивают — вы добились результата. Если нет — обратитесь за помощью к специалисту.
8. Подумайте о повторении подобной ситуации в будущем. Как вы поведете себя? Как поймете — безопасна ли она, или все же стоит проявить осторожность? Определите для себя точные критерии безопасности. Автор: Мариам Мустафаева,