Содержание:
Первым познакомил Запад с макробиотикой японский ученый Джордж Озава. В 1965 году в США вышла его книга «Макробиотический дзэн». Он был страстным приверженцем этой системы.
В переводе с греческого «макро»означает «большой, великий», «биотика»— то, что имеет отношение к жизни. Таким образом, под макробиотикой понимается «большой взгляд на жизнь».
Макробиотика— древняя восточная философия. Она как образ жизни известна уже несколько тысячелетий, еще со времен Древней Греции и Древнего Востока. «Макробиотика возвращается, чтобы спасти человечество»— так писал крупнейший в США специалист по макробиотике Мичио Куши.
На основе своих наблюдений Озава вывел основные параметры здоровья.
Человек, обладающий подлинным здоровьем:
- никогда не чувствует себя разбитым, никогда не простужается, всегда готов к любой работе;
- обладает хорошим аппетитом, причем довольствуется самой простой пищей;
- засыпает через три минуты и просыпается через 4—5 часов. Спит без сновидений и беспокойных движений;
- обладает хорошей памятью, ничего не забывает. Может помнить до пяти тысяч имен;
- всегда в хорошем настроении. Исполнен чувства благодарности. Неподвластен гневу. Не унывает и сохраняет доброжелательность при любых обстоятельствах;
- лишен эгоизма. Всю жизнь служит правде и счастью других. Обладает ясной головой. Во всем способен установить порядок. Действует быстро и точно. Красота действия или формы есть выражение Закона Вселенной. Здоровье и счастье есть также выражение Закона Вселенной, воплощенное в нашей повседневной жизни;
- служит справедливости. Справедливость в макробиотике означает Закон Вселенной. Тот, кто думает и действует согласно этому закону, обладает важнейшей характеристикой здоровья.
Главный принцип макробиотики— взаимодействие двух противоположных энергетических начал— инь и ян (антагонистические, но взаимосвязанные силы, «гармония противоположностей»).
Эти понятия в Библии, Ветхом Завете трактуются как небо и земля. Новый Завет говорит о них как о чередующихся ритмах жизни.
Ян— мужское, олицетворяющее все активное, положительное, теплое, светлое и т.д.
Инь— женское начало, символизирующее все пассивное, отрицательное, холодное, темное.
Ян и инь— два различных вида энергии. Ян — центростремительная, инь— центробежная. Их взаимодействие породило весь мир. Благодаря их постоянной взаимосвязи день сменяется ночью, зима— летом, вдох— выдохом и т.д. Внутренние органы то наполняются (инь), то опорожняются (ян), то сжимаются (ян), то разжимаются (инь).
Не случайно, что и пища подразделяется на две группы по своему энергетическому воздействию. Концентрированная энергия (ян): соль, мясо, яйца, птица, рыба, сыр, молоко, бобовые, крупы. Экспансивная энергия (инь): овощи, фрукты, соки, кофе, сахар, алкоголь, медикаменты, наркотики.
Пища инь холодит тело, делает его более мягким и вялым. Если ее употреблять в избытке, она порождает чувство усталости, анемию, бледность, потерю аппетита. Движения и речь становятся замедленными. Больше времени требуется на сон. Трудно пробуждаться по утрам. Люди, включающие в свой рацион преимущественно пищу инь, испытывают подавленность, ранимость, разбитость.
Пища ян согревает тело, делает его более твердым. Но если ее употреблять в избытке, может возникнуть чувство напряженности, лихорадочности. Человек становится раздражительным, вспыльчивым и даже агрессивным. Движения и речь становятся более быстрыми. На сон требуется меньше времени.
Классификация продуктов на «инь» и «ян».
Продукты расположены по нисходящей от наиболее «инь» к наиболее «ян».
Фрукты
Напитки
Алкогольные напитки
Тропические
Лимоны
Персики
Груши
Апельсины
Арбузы
Яблоки
Клубника
Лимонады Фруктовые соки Кофе Чай
Колодезная вода
Шампанское
Водка
Вино
Виски
Пиво
Молочные продукты
Орехи и семечки
Животная пища
Мороженое
Кефир
Масло
Молоко
Мягкие сыры
Твердые сыры
Арахис
Миндаль
Грецкие орехи
Тыквенные семечки
Семечки подсолнуха
Кунжутные семечки
Крабы
Раки
Белая рыба
Птица
Мясо
Красная рыба
Яйца
Овощи
Крупы
Бобовые
Картофель
Баклажаны
Томаты
Огурцы
Шпинат
Сельдерей
Капуста
Тыква
Лук
Кукуруза
Овес
Ячмень
Рожь
Пшеница
Рис
Просо
Гречиха
Соевые бобы
Зеленый горошек
Чечевица
Фасоль
Можно
Основу макробиотической диеты составляют крупы— в виде каш без молока и сахара, а также хлеб из муки цельного помола и макаронные изделия из нерафинированной муки. Причем крупа должна быть цельной.
По классификации Дж. Осавы:
Первое место в списке круп по энергетической ценности принадлежит гречихе. Причем лучше употреблять ее в холодную погоду, зимой, так как среди остальных круп она наиболее — согревающая.
Второе место принадлежит пшену. Затем идут рис, овес, ячмень и т. д. (Кстати, большой популярностью в этой диете пользуется рис, особенно бурый, сохранивший свою коричневую оболочку.)
Крупы варят, запекают, тушат, обжаривают, перемалывают в муку (лучше всего их готовить в скороварке). Крупы можно смешивать друг с другом и с овощами.
Овощам в макробиотической диете отводится не меньшая роль. Они прекрасно дополняют друг друга. Но их надо есть «по сезону». Они должны произрастать в близлежащей местности.
Овощи варят, тушат, запекают. Тепловая обработка и соль делают их более согревающими.
Сырые овощи употребляются в сочетании с животной пищей для нейтрализации ее токсического воздействия на организм. Есть их лучше в жаркую сухую погоду, так как они обладают холодящим иневым свойством.
Фрукты, согласно макробиотической диете, строго ограничиваются, потому что они содержат большое количество сахара.
Соевые бобы, фасоль, чечевица, горох, а также кунжутные, тыквенные и подсолнечные семечки, различные орехи предлагается есть вместо животных белков. Семечки и орехи можно слегка обжаривать— так они будут лучше усваиваться.
В качестве приправы в макробиотической диете предлагается использовать семечки кунжута в сочетании с морской солью, а также соевый соус, нерафинированное соевое и другие растительные масла и морские водоросли.
Кстати, и соль в блюдах, приготовленных макробиотами, используется морская и серая каменная.
Нельзя
Г. Ахара дает совет своим последователям: «Не употребляйте более двух иневых продуктов одновременно, иначе через непродолжительное время вы почувствуете себя нехорошо. Так будет в случае, если вы, например, выпьете бокал шампанского, съедите порцию мороженого и закусите шоколадом или выпьете кофе с тортом и съедите несколько сладких фруктов. С двумя иневыми продуктами организм, как правило, справиться в состоянии».
Правила
Тщательно пережевывать пищу— правило первое.
На Востоке считается, что основательное пережевывание пищи не только улучшает ее усвоение, но и воздействует на ясность мышления.
Кроме того, процесс жевания способствует расслаблению организма. Это естественный, предназначенный природой выход для агрессивных настроений.
Еду нужно готовить и есть с благодарностью— еще одно важное правило в макробиотической диете. У многих народов бытует мнение, что нельзя есть пищу, приготовленную больным или рассерженным человеком.
Пища дарует человеку не только здоровье, но и способствует нравственному и духовному развитию.
Мичио Куши в книге «Ду-ин» писал:
«Ежедневное соблюдение принципов макробиотического питания дает нам возможность почувствовать уже через 10 дней различные положительные изменения в физическом и психологическом состоянии, включая следующие:
- освобождение от усталости;
- ощущение большей ясности в мышлении;
- постепенное восстановление гибкости и выносливости;
- начало излечения от различных физических и умственных недугов;
- постепенное обретение душевного равновесия и спокойствия;
- постепенное обретение чувства любви ко всем людям;
- обретение уверенности в себе, которая приводит к развитию честности;
- улучшение адаптации к изменениям в окружающей среде;
- освобождение от тяжкого бремени чувств смятения, алчности и эгоизма;
- постепенное развитие такого качества, как предприимчивость;
- развитие и совершенствование чувства признательности;
- возрастающее стремление к упорядоченности во всех аспектах жизни.
Дж. Осава установил, что человек, начав с диеты, содержащей 30 процентов продуктов животного просхождения и 70 процентов растительного (из них 10 процентов составляют злаковые), постепенно через восемь промежуточных дней сможет перейти на питание одним неочищенным рисом.