Потребности и Мотивы

potrebnosti-i-motivy

Потребности и мотивы являются важнейшими понятиями психологии личности. Потребность — это то, что побуждает человека к действию и является отражением нужды организма в чем-либо. Потребности человека проявляются двояко.

С одной стороны — потребности являются  доказательством, что человек  зависит от своих потребностей. То есть потребность выступает как пассивная сторона человека.

С другой стороны — потребности человека побуждают его к активным действиям. Потребности  классифицируются на два больших класса: биологические и информационные.


Биологические потребности или материальные (потребность в пище, воде, жилье, одежде и пр.) и информационные  или духовные (все, что связано с познанием, самореализацией, любовью и пр.)

Биологические потребности являются по своей природе эгоцентрическими, удовлетворение этих потребностей сопряжено с конкуренцией, враждебностью. Эти потребности легко и быстро насыщаемы и действуют относительно короткий промежуток времени.

Информационные потребности не ведут к конкуренции между людьми, они являются ненасыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями.


Как человек определяет свою потребность?

Вначале, до своего первого удовлетворения, потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен.

Как это происходит?

Человек, например, ощущает некое смутное  неудовлетворение, он еще не осознает, чего он хочет. Это может быть даже нераспознанное ощущение голода. Если человек работает долго и увлеченно и забыл о еде — то чувство голода может им  не ощущаться, возможно, это будет головная боль или раздражение. И только при виде холодильника или  неожиданно возникшего в мыслях образа ароматного куска мяса человек вдруг осознает свою потребность. Из смутного чувства рождается конкретное желание.

Потребность становится опредмеченной. А предмет потребности становиться мотивом для дальнейших действий человека.

Мотив — это побуждение к действию. Выделяются внутренние и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности самого человека, его интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации. Совокупность внутренних и внешних мотивов составляет мотивационную сферу личности.

Разобраться  в своих мотивах не так уж и просто, так как один мотив может возбуждаться от нескольких потребностей. Например, вы замотивированы  начать новый бизнес. Этот мотив может быть связан как с потребностью  в повышении своего социального статуса (посредством достижения более высокого материального положения), так и с потребностью в  достижении, уважении и пр.

Психологи рекомендуют научиться распознавать за внешними влечениями и мотивами фундаментальные потребности. Фундаментальных потребностей немного, поэтому освоить их и овладеть ими не так уж трудно. Умение видеть за своими мотивами фундаментальные потребности даст вам в руки ключ к их контролю.

Кто занимается йогой знает, какое большое значение придается дыханию, а вернее- контролю над ним. Дыхание символизирует потребность в  жизни, безопасности, потребностью быть бессмертным. Поэтому  тот, кому удается взять контроль над дыханием — может контролировать и эти  фундаментальные потребности. Тот, кто будет контролировать свою потребность в достижениях – начнет  философски относиться к неудачам, впрочем, как и к удачам.

Поделиться с друзьями
Источник Здоровья | Здоровье-Источник.рф